Мы делили “апельсин”... поэтажной собственности.
Отечественные цивилисты сходятся во мнении, что уже давно назрела необходимость выделения в общей долевой собственности такой ее особой разновидности как “поэтажная собственность”. Ниже разбирается основополагающая идея данного правового феномена.
Лекторы Lextorium, в частности, Андрей Владимирович Егоров и Вероника Евгеньевна Величко, уже не первый год, шаг за шагом, прокладывают для российских юристов путь к пониманию концепта так называемой “поэтажной собственности”, который уже давно применяется во многих европейских правовых порядках.
Пока в отечественном законодательстве никак не закрепился данный термин, встречаются даже такие варианты, как “еврособственность”, а также более привычные: “горизонтальная”, “жилищная”, “частичная”.
Итак, “апельсин”:
Чтобы лучше понять, чем конкретно выделяется именно “поэтажная собственность” из общего права долевой собственности в целом, представим, что апельсин, это здание, а дольки - помещения в нем, кожура - общее имущество здания:
- мы делили апельсин, много нас, а он один:
можно “разделить” права на дольки, причем закрепить, какая конкретно долька чья, но не нельзя разделить дольки физически, иначе апельсин перестанет существовать;
- эта долька для жучка, эта долька червячка:
право на долю не подразумевает, что можно что-либо сделать со стенками дольки, иначе долька перестанет существовать;
но право на долю означает, что собственник дольки вправе не пускать посторонних в конкретную свою дольку;
- а кому-то одному кожуру:
так точно нельзя поступать, так как кожура уже принадлежит также и всем собственникам долек, является оболочкой и питательной системой, необходимой для функционирования и существования апельсина в целом.
Таким образом, ни сам апельсин без долек, ни дольки по отдельности, ни кожуру - ничего нельзя продать по одиночке, либо уничтожить, чтобы не разрушить весь апельсин как единый объект.
В этом проявляется императивная связь индивидуального имущества с общим - что и является отличительной особенностью “поэтажной собственности”.
Ошибка старта.
Почему же так много путаницы и неясности возникает вокруг “поэтажной собственности”? А. В. Егоров отвечает на этот вопрос полагая, что в основе лежит момент времен приватизации, когда и произошло первоначальное искажение понимания соотношения индивидуальной и коллективной собственности на помещения в строениях, имеющих множество собственников:
Прекрасная возможность ознакомиться подробнее:
Российская Федерация остаётся одной из немногих стран, в которых отсутствует достаточное нормативное регулирование так называемой «поэтажной собственности». Этот общепризнанный за рубежом особый вид собственности образуется в случае выделения в здании помещений, которые запускаются в оборот в качестве самостоятельных объектов прав и требует системного регулирования. При этом правообладателю указанных помещений в обязательном порядке принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания и земельный участок, расположенный под ним.