Отсутствие эффекта раздела общего имущества супругов по соглашению для кредиторов в деле о банкротстве одного из супругов

547
3 минуты на прочтение

Согласно п. 1 ст. 213.25 Закона о банкротстве всё имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретённое после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу.

В конкурсной массе должника может находиться также общее имущество супругов, принадлежащее должнику на праве совместной собственности. В процессе рассмотрения дела о банкротстве одного из супругов второй супруг может инициировать вопрос о разделе общего имущества. При этом возникает вопрос о подсудности спора о разделе общего имущества.

Представляется, что более правильным решением было разрешение спора о разделе общего имущества в рамках дела о банкротстве одного из супругов, однако российским правопорядком был выбран другой вариант: рассмотрение спора в судах общей юрисдикции. К участию в деле о разделе общего имущества супругов обязательно привлекается финансовый управляющий, а кредиторы должника вправе принять участие в рассмотрении иска о разделе в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48).

При этом кредиторы не всегда могут участвовать в деле о разделе общего имущества, например, из-за того, что на момент рассмотрения дела о разделе общего имущества ещё не было возбуждено дело о банкротстве одного из супругов.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 26.07.2021 по делу А41-42394/2021 между супругами было заключено мировое соглашение о разделе общего имущества, утверждённое судом общей юрисдикции, спустя 5 дней после того, как арбитражным судом было принято к производству заявление кредитора о признании одного из супругов (мужа) банкротом.

В данном мировом соглашении большое количество имущества было признано за женой, в отношении которой не возбуждалось дело о банкротстве, из-за чего жена в деле о банкротстве мужа просила исключить данное имущество из конкурсной массы. По сути перед судами был поставлен вопрос: имеет ли мировое соглашение о разделе общего имущества, утверждённое судом общей юрисдикции, юридическое значение (производит ли юридический эффект) для кредиторов должника в деле о банкротстве?

Если мировое соглашение производит юридический эффект для кредиторов, то заявление жены об исключении имущества из конкурсной массы подлежит удовлетворению, что и сделал суд первой инстанции.

Если мировое соглашение не производит юридический эффект, то в деле о банкротстве данное имущество подлежит включению в конкурсную массу и реализации с учётом общей специфики того, что это общее имущество супругов. Эту позицию поддержала апелляционная и кассационная инстанции.

В данном деле мировое соглашение в первую очередь не производит юридического эффекта из-за того, что кредиторы не были привлечены к спору о разделе общего имущества, в связи с чем определение суда об утверждении мирового соглашения не должно иметь для кредиторов юридической силы.

При этом апелляционный и кассационный суды со ссылкой на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24.09.2018 № 304-ЭС18-4364 квалифицировали мировое соглашение о разделе общего имущества в качестве соглашения о разделе общего имущества, так как между супругами не был расторгнут брак. Таким образом, суды посчитали, что раздел был произведён как будто во внесудебном порядке.

Согласно абз. 3 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48 если во внесудебном порядке осуществлены раздел имущества, определение долей супругов в общем имуществе, кредиторы, обязательства перед которыми возникли до такого раздела имущества, определения долей и переоформления прав на имущество в публичном реестре (п. 6 ст. 8.1 ГК РФ), изменением режима имущества супругов юридически не связаны (ст. 5, п. 1 ст. 46 СК РФ).

В силу п. 7 ст. 213.26 Закона о банкротстве это означает, что как имущество должника, так и перешедшее вследствие раздела супругу общее имущество включаются в конкурсную массу должника. Включенное таким образом в конкурсную массу общее имущество подлежит реализации финансовым управляющим в общем порядке с дальнейшей выплатой супругу должника части выручки, полученной от реализации общего имущества.

Таким образом, кассационный суд поддержал решение апелляционного суда, согласно которому в удовлетворении заявления жены об исключении имущества, которое досталось ей по мировому соглашению, было отказано.

Онлайн-курс (запись) по теме

Андрей Егоров
Другие статьи
Мы используем файлы cookie для повышения удобства пользования сайтом. Если вы не хотите использовать файлы cookie, отключите их в настройках браузера. Нажимая на "ОК", вы соглашаетесь на обработку пользовательских данных на основании Политики конфиденциальности .
Пожалуйста, подождите. Процесс оформления заказа может занимать до 30 секунд.