Ответственность агрегаторов перед потребителями

879
3 минуты на прочтение

1

Агрегаторы считают себя информационными посредниками, из-за чего часто указывают в своих пользовательских соглашениях, что они не оказывают возмездных услуг потребителям, не несут полную и строгую ответственность перед потребителями. Всё, чем они занимаются – это предоставление информации.

В судебной практике долгое время агрегаторы не признавались в качестве субъектов ответственности перед потребителями. Отчасти это было связано с тем, что в Законе о защите прав потребителей ничего не говорилось в отношении агрегаторов, в связи с чем их не признавали участниками потребительских правоотношений.

Правоотношения между потребителем и агрегатором рассматривали в качестве правоотношений, основанных на договоре о предоставлении определённой информации.

Федеральным законом от 29.07.2018 № 250-ФЗ в Закон о защите прав потребителей было добавлено понятие «владелец агрегатора». Также в Законе о защите прав потребителей появился п. 2.1 ст. 12, в котором говорится, что владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключён договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несёт ответственность за убытки, причинённые потребителю вследствие предоставления ему такой информации.

В абз. 3 п. 2.1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей было установлено следующее правило: если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), которую ему предоставил продавец (исполнитель), то он не несёт ответственность перед потребителем.

То есть была закреплена позиция, что агрегаторы – это лица, предоставляющие информацию для потребителя, в связи с чем ответственность перед потребителями они несут только за информацию, а не за качество товаров, работ, услуг.

При этом незадолго до принятия Федерального закона от 29.07.2018 № 250-ФЗ принимается Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 по перевозке и транспортной экспедиции, в котором содержится интересный пункт, в потенциале касающийся агрегаторов. В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 говорится, что лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причинённый в процессе перевозки вред, в том числе если потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом.

К таким лицам, в отношении которых у потребителя могло сложиться подобное впечатление, можно отнести и агрегаторов.

Таким образом, пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 дал идею-основание, как потребителю привлечь к ответственности владельцев агрегаторов не только за предоставленную информацию, но и за недостатки в товарах, работа, услугах.

Некоторые агрегаторы после этого стали везде, где это возможно, указывать, что они не являются продавцами (исполнителями), чтобы потребитель не мог ссылаться на то, что у него могло сложиться такое впечатление. Из-за этого у потребителя должна была отсутствовать возможность для предъявления договорного требования к владельцу агрегатора, так как отсутствуют основания для возникновения видимости договора.

Однако агрегатор может быть признан ответственным перед потребителем на базе деликтного права, основываясь на статьях 800, 1068, 1084, 1095 ГК РФ.

Например, в Определении СКГД ВС РФ от 28.06.2022 № 1-КГ22-4-К3 была изложена позиция, что потребитель вправе обращаться с требованиями не только к перевозчику (таксисту), но и в таксопарк, так как таксопарк должен осуществлять контроль за деятельностью перевозчиков и возмещать вред, причинённый потребителям со стороны перевозчика (который для этих правоотношений является работником таксопарка).

Федеральным законом от 01.05.2022 № 135-ФЗ была серьёзно изменена ст. 16 Закона о защите прав потребителей. В п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей теперь говорится, что обязанность по возмещению убытков, причинённых потребителю из-за включения в договор с потребителем условий, ущемляющих его права, лежит также и на владельцах агрегаторов. То есть произошло некоторое приравнивание агрегаторов к исполнителям.

В связи с этим позиция, изложенная в Определении СКГД ВС РФ от 28.06.2022 № 1-КГ22-4-К3, скорее всего, будет применима в отношении агрегаторов. В качестве обоснования ответственности владельцев агрегаторов за нарушения продавцами (исполнителями) прав потребителей, вполне вероятно, будут приводить в том числе ст. 1068 ГК РФ: владельцы агрегаторов должны контролировать деятельность продавцов (исполнителей), чтобы те не нарушали права потребителей.

При таком подходе владельцы агрегаторов занимают примерно то же положение в потребительских отношениях, что и изготовители. Потребитель вправе предъявлять деликтные требования к владельцам агрегаторов, как и к изготовителям, даже если он не находится с ними в договорных правоотношениях.

Онлайн-курс (запись) по теме

Эдуард Евстигнеев, Андрей Егоров, Анна Маркелова
Другие статьи
Мы используем файлы cookie для повышения удобства пользования сайтом. Если вы не хотите использовать файлы cookie, отключите их в настройках браузера. Нажимая на "ОК", вы соглашаетесь на обработку пользовательских данных на основании Политики конфиденциальности .
Пожалуйста, подождите. Процесс оформления заказа может занимать до 30 секунд.