Правовая природа договора технологического присоединения
1
Договор технологического присоединения – это не совсем типичный договор, в связи с чем на практике возникают вопросы о его правовой природе. Определение правовой природы (квалификация) договора технологического присоединения даёт возможность дополнительно к специальному регулированию применять положения ГК РФ об отдельных видах договоров, так как специальное регулирование не всегда является достаточным, а регулирование ГК РФ даёт решения правовых проблем, даёт ответы на вопросы, ответы на которые в специальном регулировании могут отсутствовать.
В судебной практике наиболее острыми вопросами оказались вопросы о допустимости одностороннего отказа заявителя (абонента) от договора технологического и последствиях такого отказа. В зависимости от квалификации договора технологического присоединения ответы на данные вопросы могут отличаться.
Можно выделить несколько вариантов квалификации договора технологического присоединения, которые встречаются в судебной практике.
1. Договор технологического присоединения – это особый договор, не относящийся к какому-то отдельному виду договоров из второй части ГК РФ (sui generis).
При таком варианте квалификации напрямую положения ГК РФ из какой-то главы не могут быть применены, к договору применяются только специальное регулирование (ФЗ «Об электроэнергетике», Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861). Если данного специального регулирования не хватит, то можно обратиться в общие положения об обязательствах и договорах. В крайнем случае (если возникнет необходимость) можно применить какие-то нормы из второй части ГК РФ по аналогии.
Данный вариант квалификации договора технологического присоединения был дан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 2551/12, в котором были сделаны следующие выводы: договор технологического присоединения – особый договор, который не может быть квалифицирован как смешанный договор (совмещение договора возмездного оказания услуг и договора подряда), из-за чего к нему не могут быть применены положения глав 37 и 39 ГК РФ. В связи с этим для договора технологического присоединения предусмотрено только одно основание для одностороннего отказа от договора: нарушение сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре. В остальных случаях должна быть применена идея из ст. 310 ГК РФ о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства.
2. Договор технологического присоединения – это разновидность договора подряда.
Данный вариант квалификации исходит из того, что результатом действий, совершаемых в рамках данного договора, является физическое преобразование вещи (например, результатом является то, что начинает гореть лампочка), которое свойственно подрядным правоотношениям.
При таком варианте квалификации заявитель (абонент) имеет право на немотивированный односторонний отказ от договора технологического присоединения по ст. 717 ГК РФ.
3. Договор технологического присоединения – это разновидность договора возмездного оказания услуг.
Данный вариант квалификация является наиболее распространённым. Через возмездное оказание услуг обычно объясняют, почему одно лицо (заявитель, абонент) платит денежные средства другому лицу (сетевой организации), то есть объясняют синаллагматическую связь в договоре технологического присоединения. Если услуги по присоединению оказаны, то нужны платить; если не оказаны, то не нужно.
В таком случае заявитель (абонент) в силу ст. 782 ГК РФ имеет право на односторонний отказ от договора технологического присоединения.
Верховный Суд Российской Федерации поддерживает позицию, что договор технологического присоединения должен квалифицироваться как договор возмездного оказания услуг. Подтверждение данной позиции можно встретить в пункте 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018), в котором говорится, что заказчик по договору об осуществлении технологического присоединения вправе отказаться от договора на основании положений ст. 782 ГК РФ.
В Определении СКЭС ВС РФ от 06.09.2021 № 305-ЭС21-8682 говорится, что договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору возмездного оказания услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения главы 39 ГК РФ, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III ГК РФ).