Сокрытие информации как основание для неосвобождения от долгов
Что ждет гражданина - банкрота за непредоставление финансовому управляющему документов и сообщение суду недостоверных либо неполных сведений?
Целью института потребительского банкротства является социальная реабилитация гражданина, по-другому, освобождение от долгов. Однако для этого гражданин-банкрот должен активно сотрудничать с финансовым управляющим и судом в части предоставления документов, необходимых для ведения дела о банкротстве. Какие последствия влечет неисполнение такой обязанности со стороны гражданина, разбираемся в статье.
Так, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина.
В пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» разъяснено, что целью положений Закона о банкротстве в их системном толковании является обеспечение добросовестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и кредиторами. Указанные нормы направлены на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.
В случае, когда на должника возложена обязанность представить те или иные документы в суд или финансовому управляющему, судами при рассмотрении вопроса о добросовестности поведения должника должны учитываться наличие документов в распоряжении гражданина и возможность их получения (восстановления).
Если при рассмотрении дела о банкротстве будет установлено, что должник не представил необходимые сведения суду или финансовому управляющему при имеющейся у него возможности либо представил заведомо недостоверные сведения, это может повлечь неосвобождение должника от обязательств (абзац третий пункта 4 статьи 213.28 Закона).
Основанием для неприменения в отношении должника правила об освобождении от исполнения обязательств также может являться неисполнение должником обязанности по представлению отзыва и документов, равно как и сообщение суду недостоверных либо неполных сведений (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45).
Более подробно вопрос о сокрытии гражданином информации как основании для его неосвобождения от долгов Верховный Суд РФ рассмотрел в делах о банкротстве Юрия Зиборова и Алексея Рябцева (определения от 25.01.2018 № 310-ЭС17-14013по делу № А48-7405/2015 и от 28.04.2018 № 305-ЭС17-13146(2) по делу № А40-41410/2016).
Так, Верховный Суд РФ разъяснил, что по общему правилу обычным способом прекращения гражданско-правовых обязательств и публичных обязанностей является их надлежащее исполнение (пункт 1 статьи 408 ГК РФ, статья 45 НК РФ т.д.).
Институт банкротства граждан предусматривает иной – экстраординарный – механизм освобождения лиц, попавших в тяжелое финансовое положение, от погашения требований кредиторов, – списание долгов. При этом целью института потребительского банкротства является социальная реабилитация гражданина – предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, чем в определенной степени ущемляются права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им.
Вследствие этого к гражданину - должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие помимо прочего честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом.
Пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве установлен перечень признаков недобросовестного поведения гражданина, исключающих возможность использования особого порядка освобождения от погашения задолженности через процедуры банкротства.
К числу таких признаков абзац третий пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве относит непредоставление гражданином необходимых сведений (предоставление заведомо недостоверных сведений) финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве.
В процедурах банкротства на гражданина - должника возлагаются обязательства по предоставлению информации о его финансовом положении, в том числе сведений об источниках доходов (пункт 3 статьи 213.4, пункт 6 статьи 213.5 Закона о банкротстве).
Неисполнение данной обязанности не позволяет оказать гражданину действенную и эффективную помощь в выходе из кризисной ситуации через процедуру реструктуризации долгов, создает препятствия для максимально полного удовлетворения требований кредиторов, свидетельствует о намерении получить не вытекающую из закона выгоду за счет освобождения от обязательств перед лицами, имеющими к нему требования.
Подобное поведение неприемлемо для целей получения привилегий посредством банкротства.
Таким образом, разрешение вопроса о наличии либо отсутствии обстоятельств, при которых должник не может быть освобожден от исполнения обязательств, во многом зависит от добросовестности должника.
Суд вправе отказать в применении положений абзаца третьего пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве лишь в том случае, если будет установлено, что нарушение, заключающееся в нераскрытии необходимой информации, являлось малозначительным либо совершено вследствие добросовестного заблуждения гражданина - должника.
Малозначительным является, в частности, такое непредставление информации, которое не создает угрозы причинения вреда имущественным интересам кредиторов.
Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на самом должнике (статья 65 АПК РФ).
При этом признание поведения должника недобросовестным, исключающим возможность применения к нему правил об освобождении от исполнения обязательств, возможно и по инициативе суда (абзацы 4 – 5 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Вашему вниманию видео Андрея Егорова по теме:
На большом онлайн-курсе «Введение в банкротство» мы подробно рассматриваем базовые вопросы, которые позволят правильно подготовить ваших клиентов к взаимодействию с финансовым управляющим и судом в деле о банкротстве гражданина.
Искушенных в банкротстве практиков приглашаем на новый интерактивный курс - тренажер «Банкротство - казусы»
Курс прямо противоположен всему тому, что было раньше в Лексториуме: мы проходили общие вопросы и подкрепляли их примерами из судебной практики; в этот раз будет наоборот: мы берём самые интересные дела 2020 года и учимся на них применять теорию.
Вы участвуете в формировании программы! Каждый слушатель может дать один судебный акт суда любого уровня для разбора лектором в рамках заявленной темы!
Гарантированно и подробно разбирается 41 определение ВС РФ. Остальное – по инициативе слушателей!
Каждый слушатель получает записи курса А. Егорова и П. Семенцова «Введение в банкротство»