В какой момент у залогодержателя возникает право на обращение взыскания на предмет залога, предоставленного третьим лицом?

В какой момент у залогодержателя возникает право на обращение взыскания на предмет залога? Кажется, что ответ на этот вопрос довольно прост: в момент нарушения обязательства, обеспечиваемого залогом. Этот ответ точно относится к ситуациям, когда залогодателем является сам должник по основному обязательству. Меняется ли что-то, если залог был предоставлен третьим лицом?
Кажется, с точки зрения функциональности обеспечения, идеи защиты нарушенного права или интереса кредитора не должно быть никакой разницы, кто предоставлял залог: сам должник или третье лицо.
В действительности разница всё-таки есть, и она обусловлена тем, что в абз. 2 п. 1 ст. 335 ГК РФ говорится, что в случае, когда залогодателем является третье лицо, к отношениям между залогодателем, должником и залогодержателем применяются правила статей 364-367 ГК РФ, если законом или соглашением между соответствующими лицами не предусмотрено иное. Если залог предоставляется третьим лицом, то в такой ситуации применяются правила о поручительстве, из-за чего залог третьего лица иногда метафорически называют вещным поручительством.
Из-за применения к залогу третьего лица правил о поручительстве, чтобы определить момент возникновения у залогодержателя права на обращение взыскания на предмет залога, необходимо понять, когда наступает срок исполнения обязательства поручителя: то есть когда поручитель впадает в просрочку.
В соответствии с п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 45 если в договоре поручительства не установлен срок такого поручительства, то кредитору, чтобы создать предпосылки для попадания поручителя в просрочку, необходимо предъявить требование к поручителю в течение сроков, установленных п. 6 ст. 367 ГК РФ.
С учётом общего правила, установленного в п. 2 ст. 314 ГК РФ, поручителю даётся 7 дней для удовлетворения требования кредитора. По истечении этих 7 дней поручитель впадает в просрочку, из-за чего у кредитора возникает право на иск к поручителю.
Таковы правила для поручительства. Если в силу абз. 2 п. 1 ст. 335 ГК РФ к залогу третьего лица применяются правила о поручительстве, то таков же механизм определения момента возникновения у залогодержателя права на обращение взыскания на предмет залога, предоставленного третьим лицом.
В абз. 2 п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 № 23 по-другому (не так, как для поручительства) определяется момент возникновения у залогодержателя права на обращение взыскания: в случае просрочки право обратить взыскание на предмет залога возникает у залогодержателя на следующий день после истечения срока исполнения обязательства, обеспеченного залогом, если законом или договором не установлен более поздний момент возникновения такого права.
Ситуации являются схожими: залог третьего лица и поручительство – это обеспечения; схожи интересы кредиторов, получивших имущество в залог от третьего лица и получивших поручительство; схожи идеи необходимости защищать интересы лиц, предоставивших обеспечения. При этом подход определения момента возникновения у кредитора права на иск к лицу, предоставившему обеспечение, разный.
Получается, в рамках залога при определении момента нужно ориентироваться на срок обеспеченного (основного) обязательства, а в рамках поручительства – на созревание бессрочного обязательства. С практической точки зрения это означает, что при нарушении обязательства, обеспеченного поручительством, поручитель должен ждать предъявления кредитором к нему требования вне зависимости от того, знает ли поручитель о допущенном основным должником нарушении; залогодатель – третье лицо не должно ждать предъявления требования со стороны кредитора, а в отношении него сразу же может быть подан иск в суд.
Возможный вариант примирения данного противоречия заключается в том, чтобы истолковать разъяснения абз. 2 п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 № 23 следующим образом: эти разъяснения устанавливают общие правила определения момента, когда залогодержатель вправе обратить взыскание на предмет залога, и они должны работать в ситуации, когда залог был предоставлен самим должником; эти общие правила не работают к ситуациям, когда залог был предоставлен третьим лицом, так как существует абз. 2 п. 1 ст. 335 ГК РФ.
Представляется, что такой вариант толкования отвечает принципу справедливости: чтобы залогодатель – третье лицо был в том же положении, что и поручитель, чтобы залогодержатель не мог предъявить иск к залогодателю – третьему лицу об обращении взыскания на предмет залога без предъявления к нему требования об исполнении обязательства.
Возникновение у залогодержателя права на обращение взыскание на предмет залога на следующий день после истечения срока основного обязательства, обеспечиваемого залогом, является справедливым если залог был предоставлен самим должником: должник знает или должен знать о том, что он впал в просрочку по основному обязательству – поэтому он должен понимать, что к нему могут предъявить иск об обращении взыскания. Если же залогодателем является третье лицо, то справедливее будет применять те же подходы, что и в поручительстве.